Блог Льва Костина

Восхождение на Тордоки-Яни

Во время похода на Ко я к своему удивлению узнал, что Ко не является самой высокой вершиной Сихоте-Алиня. Самой высокой горой является Тордоки-Яни (Тардоки-Янги), что в переводе с нанайского означает "снежная вершина". Ее высота составляет 2090 метров, что на 87 метров выше Ко.

Ровно через год я в составе тургруппы "Ветер перемен" отправился на Тордоки-Яни, чтобы побывать на высочайшей точке Сихоте-Алиня, почувствовать запах тайги и тяжесть своего походного рюкзака.
Дорога

Мы выехали из Хабаровска на микроавтобусе в 19:00 вечера и, под нависающие тучи и звуки бардовских песен из автомагнитолы, отправились к первому мосту через реку Гобилли, который расположен на 105 километре трассы Лидога-Ванино. Сюда мы приехали в 24:00, быстро развернули палатки, поужинали и уснули.

Подъем был назначен на 6 часов и уже в 7 мы двинулись дальше - до 201 км трассы на Ванино, где находится отворот на дорогу Аркаима. От съезда с трассы до КПП Аркаима около 30 км. Дорога грунтовая, но очень хорошего качества.

На КПП вооруженная охрана попросила пропуск, который у нас имелся и был согласован с руководством лесозаготовительной компании. Тех, кто пропуска не имел, при нас отправляли в Ванино в головной офис компании для оформления документов.

После КПП мы проехали еще 70 км до деревянного моста через Анюй и сразу после него свернули на зарастающую лесовозную дорогу. Буквально через пару километров, пробираясь через молодые деревья, мы выехали на поляну, где оставили машины, пообедали и отправились в пешую частью похода. На часах было 13:00.
День первый

В 13:20 под нависающими тучами мы выдвинулись от стоянки автомобилей до первого лагеря. Начало похода было мокрым, ведь нам сразу предстояло преодолеть вброд реку Сагды-Биоса. Из-за дождей она была полноводна и наши коленки сразу оценили низкую температуру воды в реке. Успешно преодолев ее мы поднялись вверх по течению метров на 200 и у впадения ручья Сухая Падь нашли тропу.

Тропа оказалась совсем не "хайвэй", как тропа до базового лагеря на Ко. Она довольна узкая, витиеватая и заметно, что по ней ходит мало туристов. Не просто так Тордоки считается труднодоступной горой Сихоте-Алиня.

Тропа до базового лагеря полна бурелома, из-за которого приходилось много перешагивать, перепрыгивать и проползать. Мы частично пропиливали проходы бензопилой и откидывали деревья в сторону для будущих туристов.

На всем пути до первого лагеря мы 6 раз преодолевали Сухую Падь. Чаще по бревнам, но пару раз шли вброд. Глубина реки составляла по колено. В местах, где тропа теряется, висят старые вешки из белой ленты - по ним мы и ориентировались.

К 17:30 мы преодолели 6 километром пути и вышли к первому лагерю. Здесь тропа резко уходит вверх от ручья и если ночевать выше этого места, то велики шансы остаться без воды. На этой поляне были следы предыдущих туристических групп.

Высота над уровнем моря в этом месте составляет 834 метра. Мест под палатки тут очень мало, поэтому пришлось ютиться на маленьких пятачках ровной земли между деревьями. Погода к этому времени стала солнечной и вечером на небе появилась луна.
День второй

Ночью пошел мелкий дождь. Мы встали в 6 утра, позавтракали и в полном обмундировании пошли к границе кедрового стланика, чтобы оборудовать там базовый лагерь. Обычно так никто не делает и группы идут на штурм горы с лагеря, где мы ночевал. Но "у нас был какой-то план и мы его придерживались".

По нашему плану в этот день мы должны были поставить базовый лагерь у стланика. Затем на следующий день сходить на вершину Тардоки, а на четвертый день подняться на место крушения самолета ЛИ-2, разбившегося здесь в 1955 году, где погиб 21 человек.

Выйдя из лагеря в 8:30 утра под мелким дождем мы пошли по хребту, удаляясь от Сухой Пади. У нас с собой был минимум воды, пополнять запасы было решено с помощью дождевой воды и снега.

На этом участке тропа шла по хребту горы и часто терялась, однако мы ее быстро находили. Сначала мы шли по лесу, потом вышли на полосу изнурительного бурелома. После бурелома снова нырнули в лес и вышли к границе кедрового стланика.

Пройдя примерно 6 километров от первой ночевки в 13:00 мы, промокшие и замерзшие, начали ставить базовый лагерь на отметке 1 447м. До вечера мы сушили вещи, пополняли запасы дождевой воды для приготовления пищи, укрепляли палатки, поскольку дождь усиливался и прогноз погоды ничего хорошего нам не обещал.

День третий

С утра мы планировали идти на вершину, но из-за проливного дождя и облачности решили провести этот день в лагере. На восхождение и посещение самолета у нас оставался всего один световой день.

День в лагере пролетел быстро. Я давно не проводил время так легко и непринужденно. Мы сидели у костра, беззаботно общались и сушили абсолютно все вещи: спальники, одежду, пенки, полотенца, рюкзаки, запасную одежду, фотоаппараты и прочую мелочь.

К вечеру дождь закончился и погода стала проясняться. Из-под облаков показались соседние сопки и мы, полные оптимизма, легли спать.
День четвертый

Подъем в день штурма был назначен на 4 утра. Каково было наше удивление, когда выйдя из палаток, мы увидели вокруг мелкий снег. Это был туман, который из-за низкой температуры оседал снежинками на елки, цветущий рододендрон и стланик.

На штурм горы мы отправились в 5:25. Шли через туман по GPS-треку (вот еще один трек), который за 15 минут провел нас по полосе высокого стланика и вывел на границу низкого стланика. Здесь облачность рассеялась и открылся невероятный вид на вершину, которая освящалась восходящим солнцем. От увиденного у всех поднялось настроение и про прошлые 1,5 суток под дождем все забыли. Мы оказались выше облаков!
Вершина

На Тардоки достаточно плавный набор высоты по сравнению с Ко. Весь склон был покрыт мелким снегом, который покрыл распустившиеся цветы брусники и ягель. Несмотря на это шлось легко и не скользко.

Преодолев 4 км пути в 8 утра мы были на вершине "Крест" (2080м). Здесь дул холодный пронизывающий ветер и все было покрыто льдом. Еще через 40 минут мы поднялись на вершину "Ленин", который имеет отметку 2090 метров, но на нашем GPS-приемнике отобразилась высота 2097м.

Мы отметились в журнале посещений, которые оставили здесь приморские туристы и сполна насладились видами гор и хребтов вокруг. Вдалеке из облаков выглядывала гора Яко-Яни (1955м).
Спуск

Позавтракав на вершине Крест в 10:40 мы начали спуск к базовому лагерю. Поход до самолета уже не вписывался в наш план, поскольку предстояло спуститься к машинам.

Во время спуска снег подтаял и идти было очень скользко. К этому добавилась нулевая видимость в тумане. Идя по GPS-треку мы без травм вернулись к палаткам в 12:20.

Пообедав остатками штурмового завтрака и собрав лагерь в 13:40 мы отправились к машинам. К этому времени небо прояснилось и нам открылись красоты, который были скрыты тучами во время восхождения к базовому лагеря.

В 17:10 мы спустились к нашему первому лагерю и приняли решение ночевать здесь. Засветло мы не успевали выйти к машинам, как планировали. Давали о себе знать ранний подъем и усталость от спуска. Мы поставили палатки на привычных местах и переночевали под шум ручья Сухая Падь, который снова стал нашим основным источником воды.
День пятый

Звездная и прохладная ночь была коротка, поскольку голос руководителя похода в 5 утра не оставил шансов на дальнейший сон. Мы снова собрали палатки и в 6:30 двинулись в сторону машин.

Двигаясь по тропе мы даже запустили квест "Сухие ноги" - попытались пройти весь путь не замочив ноги на переправах. К сожалению, в самой низине нас ждали сюрпризы. Тот дождь, что лил пока мы были на базовом лагере, добавил воды на тропе и в ручьях.

Ближе к переправе через реку Сагды-Биоса многие участники нашего квеста все-равно замочили ноги. В самой реке вода так же прибыла и по тому пути, по которому мы шли на гору, уже нельзя было преодолеть реку вброд. Глубина была по пояс. Мы перешли реку чуть выше и в 10:10 вышли к машинам, услышав в кустах незнакомые голоса.

Это были голоса хабаровских туристов, под руководством Красноперова. Они только планировали стартовать и мы удачно вышли им на встречу. Они уточнили координаты базового лагеря и шумной компанией пошли по нашим следам навстречу с Тардоки.

Мы пообедали и в 11:40 поехали обратно Хабаровска. В 14:00 мы остановились на выезде на трассу Лидога-Ванино, где потратили 2 часа на ремонт машины и в 16:00 продолжили свой путь. В 23:00 мы благополучно прибыли в Хабаровск.
Итоги похода

Для меня это был первый поход, во время которого дождь шел 2 дня. Благодаря этому я проверил себя и водоотталкивающие свойства своей палатки. Теперь я готов к любой погоде в походе.

Я научился сушить вещи у костра. Оказалось, что высушить можно абсолютно все, главное иметь на это запас времени и сухих дров.

В этом походе мне удалось подобрать универсальный комплект одежды на все случаи жизни. Единственное - пролетел с обувью. Вторая пара ботинок или калош точно не помешала бы. Поэтому все дни похода я провел с мокрыми ногами.

В этот раз группа насчитывала 13 участников и мне показалось, что поход будет малоинтересным (на Ко ходило 37 человек). Однако на третий день, когда мы провели его у костра, стало понятно, что важно качество людей, а не количество.

Самый главный вывод из похода я сделал на самой вершине. Здесь я полностью осознал, что мне нравится ходить в горы, чтобы оказаться наедине с природой, испытать свои возможности и получить мощный эмоциональный заряд от видов, которые открываются на вершине!