Блог Льва Костина

Путем Арсеньева

Вид с мыса Бакланий на бухту Базарную и Татарский пролив
Владимир Клавдиевич Арсеньев - известный дальневосточный исследователь и путешественник. В экспедиции 1908-1910 годов он исследовал путь от бассейна реки Амур по руслу реки Анюй через хребет Сихотэ-Алинь к Императорской гавани (ныне Советской).

Спустя 116 лет в компании 2 друзей детства (Саня и Слава) я отправился в путешествие по этому маршруту, но не на вьючных лошадях, а на своей машине по красивейшей трассе "Лидога-Ванино" , чтобы пройти пешком по экологической тропе "Путем Арсеньева" на побережье Татарского пролива.

Мы стартовали в пятницу 24 мая в 10 утра из родного поселка Переяславка. Наш путь лежал по БАМовской трассе в сторону Князе-Волконского, чтобы потом выехать на Комсомольскую трассу и попасть на первую запланированную локацию нашего маршрута.
Сарапульский утес

Спустя 2 часа мы приехали на первую контрольную точку нашего путешествия - Сарапульский утес. Тут со смотровой площадки открывается очень красивый вид на Амур и имеется лавочка, на которой мы поставили термос с чаем и плотно перекусили домашними пирожками.
Мы поехали дальше и через 2 часа уже были в Лидоге, где заправились топливом до полного бака и вкусно пообедали в столовой. Дальше наш путь лежал по одной из красивейших дорог России - трассе "Лидога - Ванино" и первая остановка на ней была скалы Надгэ.

Примерно в 15:30 мы остановились напротив скал и пошли изучать берег. Наш план был переправиться на резиновой лодке через Анюй и мы его решили придерживаться.

К 16 часам мы накачали полутора местную лодку и Саня поочередно перевез меня и Славу на другой берег. Анюй - река мощная, поэтому при переправе лодку сносило вниз по течению на 250-300 метров. Таким образом за полчаса нам удалось перебраться на другой берег и приступить к восхождению.
Скалы Надгэ

Где начинается тропа к скалам мы не знали и я даже не догадался уточнить пред отъездом у бывалых здесь туристов. Чтобы не терять время мы решили штурмовать скалы в лобовую. Идти было не легко. Сначала была тропа, потом лес, а в конце мы уже перескакивали с камня на камень и к 17:15 взошли на скалу.

Мы залезли на правый останец всей гряды. Он был самый простой и безопасный в плане подъема не него. Сверху от туда виды просто дух захватывает.

Мы тут пофотографировались, покричали, отдохнули и спустились к основной тропе. По ней без каких-либо проблем спустились к берегу Анюя. Теперь мы знаем и можем поделиться со всеми, что основная удобная тропа со страхующими веревками огибает останцы слева, если смотреть на них с берега.

По отработанной логистической схеме мы переправились обратно через Анюй и у машины были в районе 18 часов. Затем мы поехали по трассе в сторону Ванино к мосту через ручей Малые Эртукули, где поставили лагерь. На большой поляне мы натянули большой тент, поставили палатку, стол и под треск костра и разговоры просидели до 12 ночи.
Утром проснулись рано. В 5:35 мы покинули теплую палатку и начали завтракать, собирать лагерь. Тент натягивали не зря, поскольку ночью был дождь, но нас он совсем не замочил. В 8 утра мы поехали дальше по нашему маршруту в сторону Ванино. Навстречу солнечным лучам, выступающим из-за вершин гор.

Под дороге мы сфотографировали снежную вершину горы Таунга, остановились несколько раз размяться на перевалах не торопясь преодолели все горные серпантины. Средняя скорость на трассе на этом участке была 70-80 км в час.

Перед Ванино мы постояли на ремонте дороги, где потеряли около 50 минут. А перед самим Ванино Яндекс.Навигатор повел нас по объездной дороге до Совгавани.

7 километров по убитой лесовозной дороге мы запомним надолго. Я не подумал разворачиваться, поскольку хотелось примерно вот таких приключений и экстрима. В конце-концов к 13 часам мы добрались до начала экологической тропы "Тропой Арсеньева", которая находится за Советской Гаванью.
Экотропа "Путем Арсеньева"

К этому моменту мы сильно проголодались, поэтому первым делом достали наш провиант, пообедали плотно и вышли на тропу к 14:00 часам. Сначала мы заглянули на Ведьмино кольцо, а потом вышли на мыс Бакланий. Вот тут у меня и моих друзей перехватило дыхание, потому что смотреть на бирюзовое море спокойно мы не могли.

Сильный пронизывающий ветер, 7 градусов тепла и шум прибоя - все это вызывало улыбку на лице и детский восторг. С мыса мы пытались высмотреть остров Сахалин, но его не было видно. Либо дымка на горизонте его скрывала, либо его отсюда вообще не видно.

Слева от выхода на мыс мы увидели веревку уходящую вниз - это оказался спуск к подножью скалы и нижнему мысу, более глубоко выступающим в море. Благо, что мы захватили с собой перчатки. Мы аккуратно спустились по веревке, вышли на мыс, а потом спустились по камням к подножию мыса. Тут под шум ветра морская волна билась о скалы и тут можно было помочить руки в море и попробовать соленую воду на вкус.
Спустя минут 20 мы вернулись по веревкам на верх и пошли дальше по тропе на Цветущую поляну. Сразу после нее мы спустились к каменистому берегу Охотского моря и пошли по каменистому берегу в сторону разбитого ржавого корабля.

До него мы не дошли и присели на бревне, где кто-то аккуратно выложил ракушки и умело вырезал их рыбацкого поплавка тотемное лицо духа, которого мы приняли за местного Подю.

Тут оказалось, что главной целью Славы в нашем путешествии было купание в Охотском море. Он быстро разделся, вошел в воду и встретился с морской волной. Через пару секунд он уже был на берегу и вытирался полотенцем. Его пример оказался для нас с Саней заразительным и через 5 минут мы тоже сидели продрогшие на бревне, грелись на солнце и наливали чай из термоса.

Морские процедуры здорово освежили и разморили нас. Погода начала портиться, когда мы поднялись снова на тропу и двинулись в сторону машины. Да, мы не дошли до последней точки экологической тропы (смотровой площадки) около 500 метров. Сил уже не было.

К 18 часам мы вернулись к нашей машине и поехали сначала в Советскую Гавань, а затем в Ванино искать квартиру для того, чтобы переночевать в тепле и выспаться перед долгой обратной дорогой в сторону дома.
Сопка любви

На третий день мы проснулись достаточно рано. Позавтракали с видом на море из окон нашей квартиры и уже в 7:35 выехали в сторону Лидоги. На обратном пути мы часто останавливались, чтобы сфотографироваться , размяться и подурачиться.

С каждым километром отъезжая от Ванино за окном становилось все теплее и теплее. К 12-15 мы приехали в Лидогу, где заправили свой автомобиль бензином, а животы - вкусными блюдами здешней столовой.

В районе 13 часов мы продолжили путь, но буквально уже через 20 минут заехали в Нижнюю Маному, где вышли к последней точке нашего путешествия - Сопку любви.
Вид с нее уже не мог вызвать больше эмоций, чем те, что мы пережили за эти дни на Скалах и на море. Однако тут было очень тепло. Градусник машины показывал +19. Ближе к 2 часам дня мы вернулись на трассу и к 17 часам были в точке старта нашего путешествия - во дворе у Сани в Переяславке.

За 3 дня мы проехали 1400 километров и можно сказать, что повторили маршрут великого дальневосточного путешественника В.К. Арсеньева. За эти дни мы пережили много позитивных, душевных и приятных минут дружеского общения наряду с созерцанием красоты Хабаровского края и морского побережья Татарского пролива.

Все эти дни меня не покидало ощущение, что я нахожусь во сне, а не наяву. Я не мог представить такое путешествие в самом захватывающем сне. Оказалось, что все таки можно оставить на 3 дня родных и все свои заботы дома, чтобы отправиться в интересное путешествие в компании друзей. Прям как в детстве. Хорошо, что все получилось именно так.