Блог Льва Костина

Восхождение на гору Ко

В июньские праздничные дни 2018 года у меня исполнилась заветная мечта - с турклубом "Ветер перемен" я поднялся на гору Ко.

Это был мой первый поход в горы и я могу с уверенностью сказать, что он был идеальный во всех отношениях.

В этой заметке я поделюсь своими впечатлениями, фото и видео, которые удалось принести из похода.

Хронология

Дорога

Мы выехали вечером 9 июня в 18:00 из Хабаровска и с учетом пятничных пробок добрались до третьего моста через Ко за 6,5 часов. Мы не доехали до места назначения 3 км, поскольку дорогу перемыло и наша вахтовка не смогла проскочить по объезду, где проезжают джипы. Наши габариты нам помешали.

Мы выгрузились из машины в первом часу ночи и двинулись пешком к мосту. Через час мы были на месте и разбили лагерь прямо на дороге. Перекусив на скорую руку мы легли спать. Подъем был запланирован на 7 утра.

Базовый лагерь

Утром 10 июня в 8 часов мы быстро позавтракав вышли по тропе в сторону базового лагеря, который находится на отметке 970 метров. Нас было 37 человек и колонна двигалась в спокойном темпе. К 12 часам мы вышли на косу на реке Ко и пообедали. Как оказалось, до зимовья мы не дошли буквально 100 метров. На зимовье висит вывеска Охотничий домик №51 и в нем все есть для хорошей ночевки, включая мягкий матрас Аскона:)

После часового обеда мы двинулись дальше и уже начали идти не общей группой, а небольшими группками по 2-4 человека. Тропу было видно хорошо, но если она терялась, то найти ее было не сложно. Мы все время поднимались по правому береги реки Ко. Первая группа пришла в базовый лагерь в 15:50. Моя группа была на месте в 16:10. Оставшиеся подтягивались еще в течении 1,5 часов. Итоговое пройденное расстояние за день составило почти 17 километров или около 30 000 шагов по фитнес-браслету.

На базовом лагере все быстро расставили палатки и дежурные приступили к приготовлению ужина. Вечером в базовый лагерь пришла группа школьников (около 10 человек с руководителями) и группа "туристов-экстремалов" (6 человек), которые потом неплохо бухнули (потому и экстремалы). Это были не все гости на горе Ко, которых мы повстречали.
Штурм горы Столовая (1920м)

На утро 11 июня завтрак был назначен на 6 утра и уже в 7 мы вышли на тропу вдоль Ко. Перед тем как взобраться на Ко, нам нужно было подняться на гору Столовая. Мы прошли вдоль реки Ко еще 3-4 километра и в том месте, где река превратилась в ручей, мы набрали воды и пошли вертикально вправо.

Это был склон горы Столовая, через которую все попадают на саму гору Ко. Сначала мы прошли через березовый лес, потом преодолели высокий кедровый стланик и затем вышли на мелкий стланик. Позже он сменился на тундру и под ногами остались только камни, покрытые сухим мхом. В 11:30 наша группа из 6 человек была на вершине Столовой.

Штурм горы Ко (2004м)

Гора Ко соединяется со Столовой небольшим хребтом, который в народе называется "динозаврик". Мы планировали обедать на Столовой, но из-за того что вся группа сильно растянулась, мы решили идти на Ко без обеда.

В 11:50 мы начали спускать по "динозаврику" и спустились с высоты 1970 метров на 200 метров вниз. На седловине хребта наша группа разделилась и мы втроем (я и 2 девушки) двинулись вверх - к вершине Ко. Это были самые сложные в жизни 300 метров набора высоты.

Путь от Столовой до вершины Ко по "динозаврику" у нас занял 1 час 10 минут и в 13:00 мы были у тура из камней - отметке 2004 метра. На "динозаврике" я потерял большую часть сил, но благодаря частым передышкам и запасам воды мы все-таки смогли покорить заветную вершину.

В течении 30 минут стали подтягиваться остальные участники нашей группы. Мы отдохнули, сфотографировались и заполнили "журнал посещений горы". Это небольшой блокнот, который сложен в металлическую тубу из под чая. Вписали в него время, свои имена, условия восхождения и пробежались по спискам тех, кто был на вершине до нас.

В 13:20 наша группа из трех человек начала движение в обратном направлении в сторону Столовой. Там нас ждал обед. Спуск и обратное покорение "динозаврика" стало более продолжительным и мы потратил на него 1 час 20 минут.

В 14:40 мы практически без сил и воды вернулись на вершину Столовой и начали усердно поглощать колбасу, сыр, сало и хлеб. Чая на вершине не было, поскольку горелку нес руководитель похода и он был вынужден вернуться в базовый лагерь с одним из участников похода, которому нездоровилось.

Спокойно перекусив и отдохнув мы вышли в сторону базового лагеря. Обратный пусть с вершины Столовой занял у нашей группы 4 часа. Выйдя в сторону лагеря в 15:00 уже в 19:00 мы разводили костер и начинали готовить ужин для остальных участников похода. Ребята возвращались в лагерь вплоть до темноты. Всего за день мы прошли около 9 километров, но фитнес-браслет показывал почти 25 000 шагов.

Возвращение к машине

12 июня после раннего подъема в 5 утра весь наш дружный коллектив позавтракал и группами выдвинулся к машине. Я выдвинулся в 6:40. По дороге меня нагнали участники моей группы восхождения и мы снова втроем пошли в своем темпе к машине.

В итоге, уже в 9 утра мы прошли зимовье, а к 11:30 были на мосту через реку Ко, где была наша первая ночевка. Путь до машины, оставленной возле промоины составил еще 1 час 10 минут. В итоге у вахтовки мы были в 12:40. Сбор всех участников продолжался до 16:40, когда мы все погрузились и тронулись в сторону города. В 21:00 мы были в Хабаровске.

GPS-трек, которого мы придерживались весь поход, можно скачать здесь.

Идеальный поход

Я для себя сформулировал мысль, что это был идеальный поход на Ко, который вообще можно было представить в самых смелых планах.

Во-первых, нам очень повезло с погодой. Много отчетов и отзывов других туристов описывают непредсказуемую и коварную погоду на вершине Ко и Столовой, которая сопровождается дождем, а иногда и снегом. Так в 2015 году "Ветер перемен" не смог взойти на Ко, из-за шквального ветра, дождя и снега.

У нас в это раз все 3 дня нахождения в горах была ясная солнечная погода, в том числе и на вершине Ко. Благодаря этому нам открылся вид на все горы вокруг и фотографии для инстаграма у всех получились насыщенными и красивыми.

Сухая погода сделала наше восхождение и преодоление хребта "динозаврика" максимально безопасным. В итоге у нас не было ни одного травмированного участника похода, за исключением тех, у кого сильно ныли колени. Уровень воды в реке Ко и ручьях был мал, поэтому ни одной серьезной водной преграды мы не преодолевали вброд.

Не жаркая сухая погода днем и комфортные ночные температуры были приятным дополнением к нашим идеальным условиям похода. В первую ночь у моста только было зябко (около 5-7 тепла), в остальном все было прекрасно.

Во-вторых нам повезло с гнусом и насекомыми. По идее, начало июня самый разгар для кровососущих насекомых в тайге, но во всем походе мы не испытывали с этим абсолютно никаких трудностей. На всем протяжении похода не было комаров, ни мошки. Только мокрец вечерами около воды мог покусать немного и все.

В палатках спалось здорово и не нужно было использовать спиральки и другие репеленты. Мне иногда казалось, что мы вообще находимся не в дальневосточной тайге, а где в Новой Зеландии, где Питер Джексон снимал Властелин Колец.

Что касается клещей, то я увидел их только по возвращению к машине, когда со своей одежды снял несколько экземпляров и двум девушкам из группы помог отцепить только-только присосавшихся особей.

В-третьих, нужно отблагодарить "Ветер Перемен" за грамотно рассчитанное время на восхождение, штурм и спуск. Благодаря ранним подъемам мы совершили штурм в течении светового дня и вся группа вернулась засветло, а потом, за счет этого, и в Хабаровск мы вернулись к закату, что очень удобно.

Впечатления и наблюдения

Опасная гора

Мне было 9 лет, но я помню, как в октябре 1996 в районной газете "Наше Время" написали, как во время восхождения на гору Ко погибли студенты из Хабаровска. Их тела обнаружили между Столовой и Зенитом только весной, после схода снега. Подробнее об этом написано здесь.

Тогда было много обсуждений этого происшествия в нашем поселке и, наверно, поэтому я так отчетливо запомнил эту историю. К 20 годам мне уже серьезно захотелось побывать на таинственной вершине Сихоте-Алиня, а так же понять, чем она так опасна. Оказалось, что в нашей группе еще несколько человек были под впечатлением от истории гибели молодых ребят.

Во время восхождения и спуска памятный знак на месте гибели ребят мы не видели. Уже по приезду домой я выяснил, что пара ушла далеко от маршрута и оказалась на другом хребте, рядом с горой Зенит.

Что касается других опасностей, то на "динозаврике" в дождь очень скользко и там может произойти все что угодно. Буквально спустя 2 недели после нашего похода на горе Ко снова произошло несчастье - погибли 2 туриста из Приморья.
Наблюдения

Во время штурма гор я понял, что темп и ритм у каждого участника разный. Когда мы шли первый этап от моста до зимовья я заметил, что мне иногда хочется ускориться, но я был вынужден идти со всеми в одном ритме . Движение в этом темпе по итогу отнимало больше сил и временами вызывало небольшую нервозность.

Когда мы покоряли Столовую наша группа вырвалась вперед благодаря тому, что мы шли в одном темпе, который задавал Саша. Когда он делал передышки и снова поднимался в путь, то это было настолько точно по времени, что мы успевали передохнуть и восстановить дыхание.

Когда мы втроем штурмовали Ко, то в нашей группе я задавал ритм и мы приползли на вершину первыми, а потом еще и вернулись в базовый лагерь первыми. А когда наша троица на обратном пути от базового лагеря до машины собралась на тропе, то весь путь мы снова преодолели на одном дыхании.

Истории

Что делают туристы каждый вечер у костра в базовом лагере? Правильно - рассказывают, кто в каких походах и горах был и какие сложности приходилось им преодолеть. Для меня поход на Ко был первым серьезным походом, ведь до этого были только сплавы по рекам. Мне не о чем было рассказывать своим походным товарищам и из-за этого я чувствовал себя неловко. Зато теперь у меня есть есть куча историй и баек про поход на Ко, поэтому в других походах буду как все опытные горовосходители.

Мобильная связь

Когда мы поднимались на Столовую, то неожиданно у одной из девушек зазвонил телефон. Ей звонила сестра и что-то уточняла. Мы все дружно засмеялись, когда поняли, что на вершине ловит Билайн. Айфон показывал 2 деления и некоторые участники с желто-черным оператором принялись созваниваться с близкими.

Мобильный интернет не работал и скинуть "ватсапку" или "фоточку в инсту" во время восхождения ни у кого не получилось. В будущем, если вам понадобится помощь при восхождении, то берите с собой телефон с симкой Билайна и храните заряд в телефоне. Я не стал нарушать режим «мобильной тишины», поскольку это было частью отдыха в горах.

Ажиотаж

За все время нахождения в горах я насчитал 6 групп туристов, восходивших на вершину горы Ко. Включая нашу группу были еще 2 группы из Хабаровска (школьники и экстремалы), а остальные 3 были из Владивостока. Всего в прошедшие праздники по тропе до базового лагеря по моим подсчетам прошло около 60 человек.

Когда я спросил у одного туриста из Приморья, в чем причина большого интереса к Ко, то они ответили, что все вершины в Приморье они уже покорили и это ближайший к ним двухтысячник. Поэтому все, кто собирается на гору в ближайшее время учтите, что тропа находится в идеальном натоптанном состоянии и потерять ее из виду будет сложно.

P.S. Много интересного можно найти на официальным сайте горы Ко

14 июня 2018 года
Мой 20 минутный фильм о восхождении
Интервью у самого старшего участника похода