Блог Льва Костина

Восхождение на Таунгу

Переход группы по хребту Таунги
Однодневный поход в горы для хабаровского туриста - это, как правило, восхождение на вершину до 1 000 метров с простеньким видом по сторонам. Я тоже так считал, пока мне не показали фото с горы Таунга и не рассказали, что восхождение на нее можно совершить всего за один день.

Описание горы

Полное описание Таунгы приведено в Википедии. Там написано, что гора получила название по названию речки Таунга, которая начинается со склонов горы и является притоком реки Гоббили (приток Анюя).

Высота Таунги составляет 1458,5 метра над уровнем моря. Склоны покрыты смешанным лесом и хвойной тайгой. На высоте более 1300 метров - каменистые осыпи с обширными зарослями кедрового стланника.

Таунга расположена на северо-западной границе государственного природного заказника краевого значения «Мопау». По вершине горы проходит административная граница Нанайского и Ванинского муниципальных районов и водораздел рек, впадающих в Амур (текущих с востока на запад) и в Японское море (текущих с запада на восток).

Описание похода

Выезд нашей группы был запланирован в 6 утра. Точно в назначенное время 16 туристов и 3 хаски погрузились в комфортный микроавтобус и отправились в путь. За 6.5 часов пути мы добрались до отметки 385км трассы Лидога-Ванино и припарковались недалеко от дорожного знака "река Таунга".
На часах было 11:30, когда под пронизывающий ветер мы вышли из автобуса и начали организовывать обед. В это время со стороны Ванино подъехали еще одни туристы - небольшая компания из взрослых и 1 ребенка лет 13-14. Пока мы кушали, они выдвинулись в сторону горы первыми и начали прокладывать тропу.

Мы вышли на маршрут в 12 с небольшим и первые 5 минут шли по следам ванинских туристов. Мы их настигли, когда они по грудь утопали в снегу и протаптывали дорогу к горе. Наш гид повел нас по занесенной снегом тропе, которую проложил в прошлые выходные.

Разница в движении по тропе и вне ее была существенная. Когда ты идешь по старой тропе, то снега чуть ниже колена. А если делаешь шаг в сторону, то проваливаешься по пояс.

Ванинские ребята увидели, как мы быстро идем по старой тропе, вышли на нее чуть позади нас и шли по пятам долгое время. Тропа вела нас сначала по молодому березняку, потом по ельнику и постепенно мы вышли на русло ручья, который вел нас вверх по распадку.
Через 3 часа пути мы вышли на небольшую развилку и устроили привал. Здесь русло ручья уходило вверх, а справа открывалась полоса склона без леса, которая поднималась вверх под углом градусов 45-50.

Пока мы отдыхали, ребята из Ванино обогнали нас и пошли вверх по руслу. Нам же предстояло покорять крутой склон. Хорошо, что перед этим нам провели инструктаж по использованию ледоруба и мы полезли друг за другом вверх.

На этом склоне снег сначала был относительно твердый и мы шли шаг в шаг. Дружной змейкой мы двигались к снежной вершине, которую видели с трассы. С каждым шагом нам открывался величественный вид на долину горы. Спустя час, мы добрались до гребня, с которого увидели группу из Ванино, которая была уже почти на хребте.
Спустя полтора часа подъема в 16-30 мы взошли на хребет и нам открылись невероятные виды вокруг. Тут же мы устроили фотосессию и небольшой перекус. При этом все поглядывали в сторону настоящей вершины, которая стояла по другую сторону хребта и была скрыта от нас все это время. Быстро перекусив, мы двинулись в сторону истиной вершины.

Во время перехода по хребту поднялся штормовой ветер, который поднимал с снежную крупу и сек ей лицо. Признаюсь, мне уже тогда хотелось вернуться на подветренную сторону склона. Но вся группа дружно шла к вершине и в 17:30 мы взобрались к туру Таунги и оставили записи блокноте, находясь на высоте 1459 метров над уровнем моря. Кстати, самого моря отсюда не видно.
Побыв на вершине минут 10 и изрядно померзнув на ветру, мы отправились обратно по хребту к точке спуска. В 18-20 мы сделали памятную фотографию на месте выхода на хребет и под лучи заката начали спуск.

Самый опасный участок мы шли лицом к склону активно работая ледорубом. Чуть ниже мы уже сели на хобки и на своих пятых точках преодолели около 200 метров крутого склона. Так мы вернулись к руслу ручья.

Подкрепившись остатками обеда и отряхнувшись от снега мы двинулись к трассе. В 20:00 мы пришли к месту старта, поужинали и погрузившись в теплый микроавтобус поехали домой. В 3 утра сонные и счастливые мы вернулись в Хабаровск.
Впечатление о походе

Для меня это был первый опыт зимнего восхождения. Глубокий снег, величественные ели со снежными шапками, следы когтей медведя на деревьях и крутой подъем с ледорубом в руках оставили самые яркие впечатления.

Вбивая ледоруб в толщу снега и цепляясь им за выступы склона ты чувствуешь себя участником многодневного похода. Будто ты идешь не на Таунгу, а на величественный Эльбрус или Эверест. Я убедился, что без ледоруба в зимние горы лучше не соваться. Особенно в такие, как Таунга. Ее крутые склоны легко могут стать причиной снежной лавины, если погода проявит свой недобрый нрав.

Я представить не мог, что в однодневном походе можно почувствовать настоящую высоту гор. Ту высоту, которую ты чувствуешь на таких солидных вершинах как Ко и Тордоки-Яни. Ведь на ее вершине открываются поистине фантастические и потрясающие виды на соседние горы и снежные хребты.

А еще мне чувство высоты подарил вертолет МИ-8, который пролетал над трассой, когда мы были почти у самой вершины. Мы смотрели на него сверху и в этот момент я получил максимальное удовольствие от высоты, по которому успел соскучиться.