Блог Льва Костина

Монгол Ралли

Я слежу за автоспортом с самого детства и большое удовольствие испытываю от 2 соревнований: ралли-рейда "Дакар" и чемпионат мира по ралли WRC. Пару лет назад я узнал еще об одном необычном ралли.

Это не гонка, а приключенческая авантюра под названием Mongol Rally. Смысл ее в том, чтобы на старых малолитражках проехать от Европы до столицы Монголии.

Если в классическом ралли побеждает тот, кто проедет маршрут за меньшее времени, то в Mongol Rally все наоборот. Участникам дается 60 дней на дорогу и на финише не важно, своим ходом машина преодолеет финишную черту или ее дотянут на тросе.

В этой статье я решил собрать все самое интересное о Mongol Rally и поделиться яркой историей команды из России, которая приняла участие в гонке в 2019 году.
Логотип гонки
У Mongoll Rally 3 основных правила:

1. Объем двигателя автомобиля должен быть не более 1,2 литра, а для мотоциклов не более 125 кубических сантиметров.

2. Все участники должны внести благотворительный взнос 1000 фунтов стерлингов.

3. Организаторы не несут ответственности за жизнь участников и не помогают экипажам во время гонки.
Как все начиналось

В 2004 году в из Лондона выехала группа автотуристов, которым надоели банальные путешествия по Европе. Среди них был Том Морган, который и предложил друзьям отправиться из Англии в столицу Монголии на старых малолитражках.

Из 6 машин, которые стартовали из Гайд-парка, до столицы Улан-Батора добралось 4 экипажа. Английские СМИ не придали этому событию должного внимания, но среди европейских автотуристов оно не осталось незамеченным.

В 2005 году на старт ралли вышло 43 экипажа, из которых до Улан-Батора добралось только 18. Это вызвало еще больший интерес среди автолюбителей и в 2006 году в Монголию отправилось уже 167 экипажей, из которых 117 успешно финишировало.

В 2007 году организаторы решили ограничить количество участников до 200. Когда первые 100 мест были забронированы всего за 22 секунды с начала регистрации, то организаторы решили расширяться. В этом же году старт переместился из Гайд-парка в Гудвуд в Западном Сассексе. Отсюда машины стартовали до 2012 года.

В 2013 году участники отправились из замка Бодиам в Сассексе, а в 2014 году стартовая линия вернулась в Баттерси-парк. В это ралии на старт вышел 241 автомобиль. Среди 800 участников были команды из Англии, Голландии, США, Бельгии, Норвегии, Италии, Ирландии, Египта и даже Австралии.

В 2018 году старт был перенесен из предместий Лондона в Чехию. В 40 километрах от Праги участники собрались на заброшенной советской военной базе, стилизованной под постапокалиптический мир "Безумного Макса".

Смена старта упростило участие в гонке. Командам не пришлось тратить дополнительные деньги на визы и пребывание в Чехии обошлось дешевле, чем в Лондоне. В этот год на старт вышло 330 экипажей. На следующий год из Праги в Монголию отправилось уже 296 экипажей.

В 2020 году организаторы возвращают старт в Англию и участники отправятся в путь из Гудвуда, откуда и началось когда-то Mongol Rally. Регистрация на ралли уже завершена и в закрытой группе в Facebook значится около 300 участников.
Кто на чем

В оригинальных правилах 2004 года объем двигателя должен был быть не более 1 литра, а сам автомобиль не младше 30 лет. В 2009 году Монголия начала менять правила въезда в страну ограничила возраст и мощность авто. В результате объем двигателя поднялся до 1,2 литра.

В 2013 году власти Монголии продолжили "затягивать гайки" организаторам и понизили возрастной ценз машин до 5 лет. Это шло вразрез с традициями ралли, поэтому с 2014 года организаторы разрешили использовать технику любого возраста, но с обязательным вывозом ее из Монголии.

С 2006 по 2012 год многие микроавтобусы участников были переданы в дар Монголии. Власти стали их использовать в качестве автомобилей скорой помощи. Для этого организаторы просили участников не выкидывать из машины сиденья и обшивку. В 2013 году Монголия начала получать новые машины скорой помощи из Японии и Кореи и отказалась от машин участников.

В 2018 году в ралли принял участие первый полностью электрический автомобиль Nissan Leaf. Организаторы сделали исключение для семейной пары Рамси. Джулия и Крис проехали 13 000 километров на самом бюджетном электромобиле. Проблемы с электрозаправками у них начались после Болгарии, но тем не менее даже в Азии они проезжали по 200 километров в день. Им пришлось заряжать Leaf у кафе, гостиниц и во дворах частных домов.
Маршруты, дороги, ошибки

В Монгол Ралли нет конкретного маршрута, по которому должны ехать команды. После отправления со старта экипажи сами выбирают маршрут, по которому им хочется предстоит ехать.

Есть несколько основных направлений, по которым едут участники. Северный маршрут - идет через Москву, до Алтая и далее в Монголию. Южный маршрут - через Турцию, Иран, Кыргызстан, Казахстан, Алтай и Монголию. Этот маршрут является самым красивым и сложным и многие команды придерживаются его. Он повторяет Великий Шелковый Путь.

Команды, как правило, едут разрознено, но группируются перед границей с Ираном или в Узбекистане. Здесь они активно помогают друг другу в ремонте машин и преодолении высокогорных перевалов.

Ни один из маршрутов не является безопасным. По правилам Mongol Rally организатор не несет никакой ответственности за участников. Они сами обеспечивают свою безопасность и решают вопросы с пересечением опасных участков дорог.

За всю историю ралли произошел один инцидент, в котором погиб участник. 6 августа 2010 года недалеко от границы между Ираном и Туркменистаном британский экипаж попал в дорожную аварию. Пилот скончался на месте, а его товарищ получил серьезные ранения.

Помимо опасности на дороге участники часто сталкиваются с грабежами и несчастными случаями. Им часто требуется стационарное лечение и они своими силами добираются до больниц или оказывают помощь друг другу.
Финишная прямая

С 2004 года до 2016 года финиш Mongoll Rally был в Улан-Баторе. За 13 лет Монголия сильно захломилась европейскими малолитражками, которые участники бросали среди пустыни или сжигали на финише. Несмотря на то, что с 2014 года организаторы начали вывозить машины участников, отношения руководства страны к ралли это не смягчило и финиш был перенесен в Россию.

С 2017 года финишная черта Mongol Rally перенесена в Улан-Удэ. Несмотря на это, участники по традиции едут через всю Монголию, а после Улан-Батора поворачивают на север и через 600 километров открывают шампанское в столице Бурятии.

Уже на 30-ый день ралли к финишу начинают приезжать первые участники. Считается, что тот, кто приехал на финиш первым, вообще не пережил во время ралли никаких приключении и его гонка получилось скучной. Ребята, приезжающие ближе к 60 дню, привозят с собой невероятные истории.

Вплоть до 60 дня организаторы встречают участников на финише и проводят вечеринки. На сцену заезжают экипажи и устраивают безудержное веселье. Организаторы дарят им памятные сувениры, футболки и наклейки. В этом ралли нет победителей и кубков, поскольку все, кто доехал до финиша, являются главными победителями.
Дорога домой

После финиша участники делятся на тех, кто возвращается домой своим ходом и на тех, кто бросает все и едет в аэропорт. Если экипаж уезжает на машине самостоятельно, то он увозит с собой свое барахло и ему возвращается депозит за вывоз автомобиля (о нем чуть позже).

Если экипаж оставляет машину организаторам, то он должен ее полностью освободить для дальнейшей транспортировки. Все, что можно увезти, участники забирают с собой, а все ненужное оставляют в "сторадже".

Это огромное помещение, в котором остается инструменты, масла, колеса, спальники, палатки и одежда участников. Туда может зайти любой и взять с собой все что хочет. Благодаря этой задумке после ралли в "сторадже" ничего ценного не остается.

После гонки организаторы отправляют машины железной дорогой в Финляндию, где их можно забрать обратно. В этом случае депозит за авто не возвращается и за автомобилями никто не возвращается. Через некоторое время они утилизируются.
Стоимость участия

Mongol Rally изначально задумывалось как благотворительное мероприятие. С команд собирают вступительные взносы и добровольные пожертвования, которые направляются на лечение детей, больных раком и на защиту окружающей среды.

Если вступительные взносы были с самого первого ралли, то уже в 2005 году участники должны были дополнительно собрать благотворительное пожертвование в размере 1000 фунтов стерлингов.

С 2009 года к вступительному взносу и благотворительному пожертвованию добавился депозит за вывоз автомобиля из любой страны по пути следования. Он возвращается участникам, если они покидают финиш на своей машине.

Даже по европейским меркам участие в Mongol Rally получается не дешевым. К примеру, в 2020 участникам предстоит заплатить вступительный взнос 695 фунтов (57 000р), добровольное пожертвование 1000 фунтов (82 000р) и депозит за эвакуацию автомобиля 1200 фунтов (100 000 р).

Дополнительно к этому нужно приобрести автомобиль, который должен быт не дороже 1000 фунтов и быть готовым к любым непредвиденным расходам. Расходы команды из Минска в 2017 году составили 10 000$. В 2019 российский экипаж потратил на монгольское приключение 1 млн. рублей.
Эмоции и впечатления

В интернете много статей и видео от участников ралли, а Instagram по хештегу #mongolrally пестрит яркими фото. Большинство материалов на английском языке, но среди них есть истории и наших соотечественников. Особого внимания заслуживают приключения российского экипажа Fool_n_Roads.

Соломон, Яша и Даня в 2019 году купили Жигули и проехали весь маршрут за 54 дня. В их истории есть цыгане, кражи, рыбалка, спасение машины из монгольской реки и помощь участникам, которые подверглись разбойному нападению.

Для начала я рекомендую послушать интервью ребят в подкасте "Про люде", а затем посмотреть их фильм на YouTube. Такая последовательность позволит максимально проникнуться атмосферой Mongol Rally и вместе с парнями пережить яркие моменты путешествия.
Послесловие

Сегодня любой может позволить себе купить малолитражку и отправиться на ней в Европу, а потом по южному маршруту в сторону Улан-Батора. Если это проще и дешевле, чем участие в ралли, то почему люди так не делают, а экипажей на старте ралли с каждым годом все больше?

Мне кажется, что оплачивая взносы в Mongoll Rally, ты будто покупаешь билет, который дает тебе возможность на 2 месяца превратиться в смелого чудака и не быть осужденным обществом за это.

Этот билет дает возможность почувствовать себя частью большой дружной команды, быть настоящим путешественником и из окна своего автомобиля увидеть красивейшие места Европы и Средней Азии.

Хочу ли я принять участие в Mongol Rally? Да!

8 февраля 2020 года

P.S. Подписывайтесь на мой Instagram. Это вдохновляет меня писать интересные статьи и рассказывать вам необычные истории из жизни.
Вам понравилась заметка?
Другие заметки про путешествия:
Made on
Tilda