KSTN
#жизнь

Китайский дракон

Размышления на тему того, как Aliexpress помогает развиваться интернет-торговле в России и мире.
Сегодня сложно найти человека, который бы ни разу не получал посылку с AliExpress. Каждый день на этой площадке тысячи покупателей со всего мира формируют свои заказы и пишут отзывы о приобретенных товарах.

Развиваясь семимильными шагами кажется, что Алиэкспресс наносит ущерб всем остальным интернет-магазинам мира и лишает их владельцев дохода. Однако, если посмотреть на все это с другой точки зрения, то можно понять, что сегодняшний e-commerce в России был бы не таким развитым, если бы не появился этот "китайский дракон".

Первый раз - он сложный самый


В начале 2010 с развитием мобильного интернета крупные интернет-магазины решили заходить маленькие города и сельскую местность. Здесь была сосредоточена существенная доля потенциальных покупателей, которые ни разу не пользовались услугами интернет-магазинов и имели доход, существенно ниже, чем жители больших городов.

Примерно тогда же в деревню пришел Алиэкспресс. Со смартфоном или ноутбуком на коленках каждый мог позволить себе "прогуляться по барахолке" и присмотреть себе пару тройку полезных безделушек, которые упростили бы его жизнь. И все это стоили в разы меньше, чем на привычных "озонах", "яндекс-маркетах" и "ситилинках".

Поход на виртуальный китайский рынок для жителя деревни стал настоящим спасением в поисках недорогих и нужных в хозяйстве вещей. И чтобы быть современным и продвинутым, они стали делать свои первые заказы на небольшие суммы. И так у жителей из небольших городов и сельских районов сформировалась новая привычка - покупать необходимые вещи через интернет.

Благодаря АлиЭкспресс они получили свой первый интернет- заказ, а владельцы интернет-магазинов получили новых платежеспособных участников рынка. За счет них сегодня увеличиваются продажи у небольших интернет-магазинов, которые продают недорогие товары по своему региону. И совершают покупки новые участники е-коммерс без особо страха и волнения, ведь они уже пережили свои "первый раз" и знают, какой сервис ожидать от современных интернет-магазинов.
Сегодня среди моих знакомых много тех, кто еще в октябре делает заказ на AliExpress, чтобы к Новому году получить долгожданные подарки для себя, своих детей и родственников.
Утром деньги - вечером стулья

Свои первые интернет-заказы в 2005 году я делал только если в интернет-магазине была возможность оплатить заказ при получении на Почте. на тот момент у меня уже была банковская карта, на которую приходила стипендия, но платить с помощью нее на сайте мне было страшно. Думаю, многим было делать это страшно, поэтому мы с вами стояли в две очереди на Почте. Одна на "получение", вторая - "на оплату наложки".

Во многом АлиЭкспресс помог воспитать в покупателях одну очень важную привычку. Он по умолчанию сделал возможность доставки заказов только после 100% онлайн-оплаты. Те, кто уже пережил свой страх при списании денег с карты без подтверждающей SMS и микросчатье от распаковки пакета с долгожданной вещью, активнее и легче идут на совершение покупок в других интернет-магазинах, где есть форма онлайн-оплаты и положительные отзывы о товаре.

Владельцам интернет-магазинов такая привычка покупателей тоже очень удобна. Ведь раньше нужно было отправлять курьера на почту и потом еще переживать, что посылка будет возращена через месяц, как не выкупленная. А если ее выкупят, то потом выкраивать время на поход на почту за денежным переводом.

Сегодня ты чаще всего получаешь оплату сразу после оформления заказа и уже завтра они на твоем расчетном счете. Ты уверенностью вызываешь курьера транспортной компании и произносишь ему заветную фразу: "Доставку оплачивает покупатель при получении". Все стало проще!

Терпение - залог спокойствия

Все мы привыкли, что посылочки с Али идут не быстро. Для тех, кто выбирает бесплатную доставку Почтой, скорость перемещения груза со склада до отделения примерно одинаковая и составляет примерно 3 - 4 недели для жителей Дальнего Востока.

В этом длительной доставке я вижу еще одну пользу китайского дракона для других интернет-магазинов. Гигант приучил клиентов ждать интернет-заказы длительное время и это расширяет его горизонт покупательской способности. Если для клиента нет разницы откуда ждать заказ 3-4 недели, то он готов делать покупки в интернет-магазинах, расположенных в других региона России и мира, если там дешевле или качественней товар.

Если вы продаете пуховые платки из Мурманска, то их готовы спокойно подождать 3 недели в Находке. Если ваш заказ придет быстрее нового чехла для Xiaomi с AliExpress, то это будет даже здорово. В любом случае, клиенты сегодня готовы спокойно ждать доставку и не обрывают телефон на 4 день после отправки посылки с вопросом: "Где мой заказ?"
Когда заказ из московского интернет-магазина шел до Хабаровска 2 недели - это было невероятно долго. А сегодня мы ждем посылку 4 недели и считаем это нормой.
Через задний двор

Те, кто давно дружит с АлиЭкспресс, не удивляются тому, что товар они заказали у китайского продавца, а посылка им приходит из Латвии или Финляндии. Ведь в результате всегда важно одно - получаешь ли ты то, что желал и оплатил. А почему оно пришло из другой страны уже никого особо не волнует и не беспокоит.

Нейтральная реакция покупателей сделала возможность другим интернет-магазинам активнее развивать дропшипинг, то есть продажу товаров с удаленных складов, которые расположены в других городах. Если клиент готов ждать, то ему сегодня не особо важно - отправите вы ему в Самару товар со своего склада в Хабаровске или со склада поставщика в Геленджике.

Это обостряет конкуренцию на рынке. Если раньше вы были один в своем городе, то сегодня ваших клиентов могут окучивать продавцы из других городов, предоставляя им такую же цену и быструю доставку как вы, используя склад вашего поставщика. А в конкуренции уже рождаются новые идеи продвижения товаров со стороны продавцов и новые преимущества для покупателей. И в первую очередь это сказывается на цене.

Драконы гладкими не бывают

Почти под каждым товаром на Алиэкспресс можно найти отзыв, в котором клиент остался недоволен качеством товара, скрытыми дефектами, затянутыми сроками доставками и откровенными ошибками при переводе описания характеристик товара. Конечно, при таком масштабе происходят ошибки. Я когда оплачиваю заказ на Али не уверен на 100% в том, что получу именно то, что вижу на картинке. Бывало и такое, что товар вообще не приходил.

Такая не идеальная работа гиганта на руку действующим интернет-магазинам и в особенности начинающим. Для действующих интернет-магазинов клиентский негатив в отзывах на Али - подробный план действий по формированию своих конкурентных преимуществ и отстройки от конкурентов. Некоторые этим пользуются и заявляют минимальные сроки доставки со склада в Подмосковье.

Для начинающих предпринимателей это возможность набить шишки и отработать бизнес-процессы на первых заказах. Покупатели скорее всего снисходительно отнесутся к задержкам или несостыковкам, ведь ни один интернет-магазин не работает идеально. Конечно, это не повод работать плохо! Это лишь только маленькое попустительство, которое вы можете допустить в самом начале построения своего интернет-магазина.

P.S. AliExpress тщательно работает над качеством контента и с каждым днем на площадке все меньше товаров со смешным описанием. Я выбрал самые яркие, которые попались мне при подготовке этой заметки и сохраню эту коллекцию здесь. Для поднятия настроения:)
Другие интересные статьи:
Made on
Tilda